Будущий год не добавляет оптимизма.

-И у нас очень много вопросов и у нас много своих дыр. Надо начинать генеральную репетицию, а у нас не работает пульт, который стоит 360 тысяч рублей, и денег на его покупку нет. Нам давным-давно пора менять светотехническое оборудование, которое лет через пять-семь устаревает. Словом, у всех положение дел никудышное, но мы благополучны в том отношении, что у нас есть свое здание, а у некоторых театров его нет. И мы сделали свой дом уютным, теплым, красивым - таким, каким и хотели. В нем всем удобно, потому что все проектировалось по заданию, которое писали сами. Для того чтобы узнать, как это сделать, я объехал половину театров страны. Консультировался и в Омске, и в Томске, Новосибирске, Москве, в Украине. Мы не использовали дорогих материалов. Мы ни разу за 25 лет существования театра не получили новых кресел, нам их отдали. Они находились в зале какого-то депутатского корпуса. Были высокими, и мы их  урезали, утягивали обшивку…

- Меж тем вы все равно не говорите широко о своих проблемах.

- В этом нет никакого смысла. Денег нет и не будет. На теледебатах ведущий всегда обращал внимание кандидатов - от чего зависит благополучие театров? И ни от одного я не услышал ответа. Когда министру культуры РФ задают вопрос: «Как вы будете руководить культурой?», он отвечает, что руководить культурой не будет. У нас есть высокопрофессиональные компетентные люди в библиотеках, театрах, музеях. Задача министра – создать условия для работы учреждений культуры. На теледебатах, на мой взгляд, говорили обо всем и ни о чем. Вместе с тем, нам многого и не надо. Театр просто должен быть достаточным. Нам не хватало и не хватает денег, но мы не говорим об этом. Мы избрали для себя другой путь – заработать эти деньги.

- На новые спектакли, получается, тоже нет средств, хотя, судя по вашей богатой афише, этого не скажешь.

- Но на самом деле денег на это выделяют мало. С тех пор как мы перешли в статус автономного учреждения, часть средств зарабатываем сами, а часть выделяет бюджет. И нам прописывают, например, в задании постановку четырех спектаклей. Сейчас дали лишь половину требуемой суммы. Хотя мы находимся в городе, в котором надо ставить в течение сезона, исходя из общей численности наших детей, не меньше четырех спектаклей. Потому что за один месяц у нас почти все успевают увидеть премьеру. В то же время нельзя сказать, что на все свои нужды театр зарабатывает сам. Обеспечены, например, на сто процентов бюджетными средствами, которые идут на содержание и обслуживание здания, на зарплату, коммуналку, и за это округу огромное спасибо. Потому что не все театры в России так живут. Другое дело, что не хватает денег на постановки, на технику. Вот сейчас нам надо реконструировать сцену, делать поворотный круг, менять световое техническое оснащение. Один только проект сцены стоит 90 тысяч, работы - 15 миллионов, замена света – 25-28 миллионов. Этих денег мы никогда не заработаем.

- В «Стратегии развития культуры в Ханты-Мансийском автономном округе до 2020 года и на период до 2030 года» есть такая строка - создание условий для развития гастрольной деятельности: расширение географии гастролей по территории автономного округа, а также в регионах Российской Федерации, за рубежом в целях интеграции во всероссийское, мировое культурное пространство. В программе одного из кандидатов на должность директора департамента культуры говорилось также, что система гастролей будет отработана и усовершенствована. Значит, теперь хотя бы о гастролях не будет болеть голова у директора театра?

- На следующий год на гастроли нам не дали ни одной копейки, хотя мы просили 450 тысяч рублей. Вместе с тем оставили семь выездных спектаклей, и это при том, что все ратуют за то, чтобы искусство было доступно в любом уголке нашего округа. В очередной раз говорю, что в селах есть такие клубы, где вообще ничего нельзя показывать, потому что там нет для этого никаких условий. В качестве варианта просил: выделите нашему театру автобус хотя бы к 25-летнему юбилею, который мы отметим в октябре следующего года, и мы организуем тогда передвижной театр на колесах. Доедем до любого национального поселка, где есть всего пятнадцать детей.

- И ради пятнадцати станете играть?

- Будем. Но в специальном автобусе - передвижном театре на колесах. Почему эти пятнадцать человек из отдаленного села должны быть лишены искусства? Кем они вырастут?

- Следующий год, как известно, объявлен в России Годом культуры. В департаменте культуры Югры говорят, что округ «справится с Годом культуры на сто процентов». А есть ли финансовая подкрепленность таким утверждениям на примере вашего театра?

- Пока никакой. Может быть, мы об этом не знаем, может, до нас не довели, и мы услышим об этом на I Культурном форуме Югры, который на днях состоится в Ханты-Мансийке. Говорят, что якобы дополнительно на Год культуры выделят 60 миллионов. Но на сегодняшний день финансирование следующего года сокращено: гастролей нет, фестиваль, на который мы планировали поехать в Новосибирск, вычеркнули, средства на постановку спектаклей урезали. Программа следующего года, по которой мы должны работать, значительно хуже этого.

Ирина Черепанова.

(Из газеты «Местное время» от 15 ноября 2013 г.)



Возврат к списку