«Барабашка» приглашает на первый урок

Каким сделать урок для первоклашки, чтобы он запомнился на всю жизнь? Лучше всего придумать и дать его в театре. «Барабашка» представил зрителям новую необычную форму спектакля. Тема самая что ни на есть важная – правила дорожного движения. О премьерной работе театра «Весёлый светофор» «Варте» рассказала режиссёр спектакля Варвара Шмелёва.

- Варвара, зрители привыкли видеть в вас актрису. Как получилось, что вы занялись постановками?

- Начинала с небольших совместных работ с коллегами. Это были новогодние интермедии для малышей. Позже с Ксенией Лесковой поставили «Дракончика, который никогда не видел лета» и «Теремок». Работая в паре с Павлом Малкиным над «Приключениями в Изумрудном городе», почувствовала, что пора переходить к самостоятельному творчеству.

- И вы решили испытать силы на новой для нижневартовских зрителей театральной форме спектакля-урока. Не страшно?

- Все режиссёры в той или иной степени рискуют. Правильнее было бы сказать, что мне любопытно, как отреагируют зрители. Надеюсь, мой опыт работы в театре кукол позволит правильно определить, что нужно детям. Уверена, что успех приходит к современным и эмоциональным постановкам. Кроме того, наблюдая за актёрами, вижу, как они с каждым разом всё больше раскрепощаются, начинают шутить друг с другом. Спектакль как будто обрастает новым содержанием. Для меня как для режиссёра это очень ценно.

- Скажите несколько слов о сюжете постановки.

- В спектакле заняты пять актёров. Главного героя среди них нет. Обычный мальчик Коля играет в мяч рядом с дорогой. В какой-то момент мяч выкатывается на проезжую часть и тут появляется милиционер Свистулькин. Объяснять малышу правила дорожного движения ему помогают три цвета светофора: красный, жёлтый и зелёный. В спектакле все герои положительные, я не сторонник устрашающих воспитательных мер.

- Какое место отведено на сцене куклам и живой игре? Какие приёмы или технологии использованы в постановке?

- Я бы сказала, что они поровну делят игровое пространство. Мне нравится смешение приёмов. Куклы тоже разные: большие ростовые и маленькие ширмовые. Что касается технологий, детям наверняка понравится мультфильм, включённый в программу спектакля. Мы снимали его собственными силами. Это мультфильм, в котором герои сделаны из цветной бумаги. Также использован проектор. Но, как говорится, лучше один раз увидеть.

- Выходит довольно объёмный в плане оформления спектакль…

- Отнюдь. Мы рассчитывали, что будем «выводить» его за пределы театра, так что декорации, костюмы – всё очень компактное и мобильное. Упор сделали на выразительную музыку и танцы. С музыкой вообще связана долгая история. Переслушали огромное количество детских песен, диснеевского и советского репертуара. В нашей оригинальной аранжировке использованы классические образцы, но они почти неузнаваемы. Постарались сделать музыкальное оформление более современным, получилось очень рок-н-ролльно. Замечала, как сотрудники ходят по театру и напевают музыку из нашего спектакля. Значит, получилось не так уж плохо (смеётся).

- Какими правилами руководствуетесь при работе над спектаклем?

- Главное, чтобы было интересно. Ценю в детских постановках взаимодействие актёров со зрителями. В связи с этим хотелось бы отметить, что, на мой взгляд, нет ничего хуже, чем ростовая кукла, бесцельно двигающаяся по сцене. Теперь такую практику часто можно встретить у заезжих коллективов. На сцене не должно быть пошлости и глупости, как это нередко бывает в коммерческих проектах. Любая кукла, работающая на сцене должна что-то оставить в душе ребёнка.

- В чём, по-вашему, отличие работы с детьми?

- Детей невозможно обмануть. Если взрослому скучно, он терпит, зевает, но всё равно продолжает смотреть. Ребёнок, если его не увлечь целиком, не захватить внимание, будет шуметь.

- Почему в качестве темы для режиссёрской работы вы выбрали правила дорожного движения?

- Это одна из самых небезопасных сторон жизни детей, особенно для тех из них, кто только начинает самостоятельно передвигаться по дорогам города. Больше половины несчастных случаев происходит на дорогах – такая статистика не может оставить равнодушным. Я и сама являюсь пешеходам, вижу, что происходит вокруг. Понимаю, что на уроках в школе никогда не смогут рассказать о ПДД так интересно, как в театре. Так почему бы не использовать такую возможность?

- Надеетесь, что выходя на проезжую часть, ребёнок, увидевший «Весёлый светофор» вспомнит Свистулькина?

- Свистулькина, мальчика Колю, даже просто музыку из спектакля. Главное, чтобы хоть что-то полезное в его голове отложилось и заставило следовать правилам.

Леся Данич.

(Из газеты "Варта" от 21 сентября  2013г.)



Возврат к списку