«Здравствуй, Бог, я пишу тебе в первый раз…»

Спектакль, поставленный по мотивам повести Эрика-Эмманюэля Шмитта «Оскар и Розовая Дама», меньше всего ожидаешь увидеть на подмостках театра кукол. Главные герои - мальчик, умирающий от рака и старая сиделка в розовом халате. Трудно представить себе более трагичную историю. Тем не менее, «куклы» не только достойно справились со сложной работой, но и избавили довольно спорный литературный бестселлер от фальши, которую в своё время усмотрели в книге критично настроенные читатели.

Согласно сюжету, после того, как становится известно, что Оскару осталось жить меньше двух недель, в его распоряжение поступает сиделка, которую мальчик называет Розовая мама. Женщина, безусловно одарена талантом милосердия, правдива и открыта с мальчиком. Она предлагает главному герою проживать каждый день оставшейся жизни как десять лет. Кроме того, Оскар начинает, по её просьбе, писать письма к Богу. Ко времени, когда мальчику якобы исполняется 101 год, он, умиротворённый, отправляется в своё последнее путешествие.

Во время спектакля на сцене зрители увидят только одну актрису – Марию Ничипоренко. То, что делает на сцене Розовая дама в её исполнении, даже трудно назвать игрой. В первые минуты это выглядит так, как будто случайно становишься свидетелем разговора человека с самим собой. И только потом становится понятно – историю обречённого ребёнка всё-таки рассказывают зрителю. Причём так, как если бы это была исповедь. Не с целью вызвать сочувствие. Боже упаси! Иначе, как бы было совестно зрителям, сидящим в зале смеяться над чудными репликами, срывающимися с уст ворчливой, но доброй сиделки.

Так чего же ждут от зрителей герои Шмитта в интерпретации «Барабашки»? Того, что зажжётся внутренний свет? Что кто-то переосмыслит свою жизнь? Быть может. Однако сказать это простым языком 14-летним подросткам, для которых в первую очередь предназначен спектакль, - задача наисложнейшая. Решить её взялся режиссёр Павел Акинин, известный такой работой как «Цирк Шардам».

Известно, что ровесникам дети склонны доверять куда больше, чем самым авторитетным взрослым. Слова Оскара изначально предназначаются им: «Я думаю, что единственное решение у жизни – это жить» - говорит Оскар. Вещи, сказанные мальчиком, кажутся очевидными. Но это только кажется. Большинство живущих, достигая определённого возраста, оглядываются мысленно назад, сожалея об упущенных возможностях и времени. Герой Шмитта прожил всего 12 дней и успел взять от жизни всё. За короткое время он полюбил, женился, обзавёлся ребёнком, помирился с родителями – сделал всё, на что обычному человеку требуются десятилетия. Оказалось, если правильно распорядиться временем, можно успеть так много, что жизнь, в конце концов, станет тяжёлым бременем, а ты сам - дряхлым стариком.

Отдельной нитью в постановке проходит переписка с Богом. Причём этот процесс оформлен режиссёром в виде чтения писем Оскара Розовой Дамой. С самого начала спектакля зрителю дают понять – чуда не будет, герой приговорён. Его как бы уже нет, а то, что он писал всего лишь воспоминание о нём. Не слишком ли жестокий ход для зрителей-подростков? – наверняка спросят родители и учителя. Ответ лучше поискать в самой постановке.

Автор повести уверен: детям, свободным от стереотипов и предрассудков, примириться с необычным сценарием жизни куда легче. Труднее свыкнуться с мыслью о смерти родителям Оскара. Доходит до того, что они отказываются видеться с сыном, пугаясь его болезни, вернее того исхода, который она предрекает.

Как часто в реальной жизни бывает так, что родители отказываются верить в очевидные вещи, связанные с детьми: проблемы с ровесниками в школе, употребление наркотиков, жестокость к животным. Всё потому, что с момента появления малыша на свет они успели выстроить целый замок из фантазий на тему «кем будут наши сын или дочь». И разрушить его так трудно.

По большому счёту спектакль «Оскар и Розовая Дама. Письма к Богу» - это одна большая переливающаяся открытка: подросток видит одно, взрослый – другое. Всё дело в жизненном опыте. В случае с «Оскаром», лучше вообще обойтись без такового. Ведь настоящая трагедия жизни не в том, что она быстро заканчивается, а в том, что она, по нашей собственной глупости, может оказаться пустой.

Леся Данич.

(Из газеты "Варта" от 21 сентября 2013г.)



Возврат к списку