Страшила оказался симпатичным и даже вручил зрителям орден

Мир приключений Александра Волкова за последние тридцать лет покорил подмостки всех детских театров страны. Нижневартовский театр кукол "Барабашка" - не исключение. Герои главного детского бестселлера конца XX века каждую неделю приглашают зрителей отправиться вместе с ними в путешествие по маршруту Нижневартовск - Канзас - Изумрудный город.

Секрет успеха волковских персонажей у детворы очевиден. Сюжеты его повестей динамичные, а герои неповторимы в своей индивидуальности. Работать с произведениями советского писателя для любого режиссёра - одно удовольствие.

На нижневартовской сцене удивительные приключения переживают герои пятой по счёту книги "Жёлтый туман" из серии об Изумрудном городе. Рискованный, надо признаться, шаг. Нынешнее поколение детей лучше знакомо с Гарри Поттером и хоббитами, нежели со Страшилой и Железным Дровосеком.

Режиссёры-постановщики Павел Малкин и Варвара Шмелёва нашли решение для тех, кто не читал книг Волкова, обрисовав главную канву сюжета первых произведений через одного из героев спектакля - гнома Кастальо. Ретроспектива получилась ненавязчивой и интригующей. Есть надежда, что хотя бы часть юных зрителей захочет познакомиться с творчеством писателя на страницах детских книг.

Было интересно посмотреть, как постановщики решили задачу со сменой пейзажей и обстановки. Если помните, события у Волкова развиваются на огромной территории сказочной страны. Справиться с географической проблемой театру кукол помогли новые технологии. С помощью компьютерных приёмов и 3D-анимации рушится замок злой колдуньи, парит над вершинами гор дракон и открываются ворота Изумрудного города. Кстати, мультимедийный экран, на котором разворачивается главный бой в спектакле, - единственный в России. Это новое приобретение - предмет гордости коллектива театра.

Нельзя не отметить, насколько бережно отнеслись к исходному материалу создатели спектакля. В костюмах Страшилы, Железного Дровосека, а также героев из Канзаса, отчётливо просматривается почерк знаменитого иллюстратора волковских книг Леонида Владимирского. А железный великан Тилли-Вилли и вовсе "прибыл" из восьмидесятых, считают зрители постарше. Именно таким и виделся в то время робот, неуклюжий, с металлическим голосом.

Конечно, содержание книжного произведения подверглось серьёзному сокращению. Исчезла часть персонажей, вырезаны целые диалоги. В детском театре без этого обойтись трудно. Спектакль и без того длится полтора часа. Поэтому идея фантастического экшна, требующего масштабности, была заменена другой, не менее, а может, и более важной. Акцент сделан на экологическое содержание пьесы. Природная катастрофа, организованная колдуньей, коснулась каждого: людей, животных и птиц. В борьбе с жёлтым туманом, губительным для всего живого, они объединяются, понимая, что только так можно одолеть беду. Вот так одним штрихом произведение ушедшего столетия приобрело вполне современное звучание.

Удивительно гармоничным оказался ансамбль актёров, занятых в постановке. Особое очарование продемонстрировал Страшила в исполнении Андрея Сидорова, то и дело вызывая смех в зале. Екатерина Григорьева, исполнившая роль Элли, по-хорошему удивила трогательным сопрано. Её песня, прозвучавшая в зале среди зрителей, - лишь один из эпизодов, в которых актёры взаимодействуют со зрителями. "Барабашка" всегда уделял особое значение контакту со зрителями. В спектаклях такой продолжительности это ещё и способ удержать внимание маленьких непосед. Представьте себе ребячий восторг в тот момент, когда юная зрительница, принявшая участие в создании железного великана, получила орден от Страшилы. Такой сюрприз из сказочной страны!

Без сомнений, спектакль стоило бы рекомендовать к просмотру всем зрителям уже потому, что речь идёт о доброй традиции детской литературы, где герои искренне верят в дружбу и взаимовыручку. Однако стоит отметить, что из-за продолжительности спектакля новая работа театра воспринимается лучше ребятами школьного возраста.

Леся  Данич.

(Из  газеты  "Варта" от 20 апреля 2013г.)



Возврат к списку