Пить кофе гораздо вкуснее на дереве

Кто такая Пэппи? Признаюсь, что дожила до седых волос, но так и не познакомилась с этой девчонкой. Карлсон – другое дело, он у нас в стране был гораздо популярнее, особенно после выхода фильма.

Так кто такая Пэппи? Даже самые маленькие зрители помнят, как она выглядит: рыжие косички, разноцветные чулки и огромные ботинки. Девочка весёлая, спортивная, любит лазить по деревьям и крутить «колесо».

Итак, летом, в конце июля, в одном городе появилась очень странная девочка. Говорят, она приплыла сюда на большом парусном корабле и поселилась на берегу моря совершенно одна. Вот почему в зрительном зале слышался крик чаек и шум прибрежных волн. Говорили, что она поливает розы крепким чаем, потому что розы чайные. Например, в Индии все так делают. А ещё девочка умеет стоять на голове. Например, все так делают в Африке. Её отец – отважный капитан, гроза морей, но однажды его смыло за борт и он попал на Таити, где островитяне избрали его своим королём. Значит Пэппи – островитянская принцесса.

Такие вот дела. Но однажды мальчик Томми (арт. Сергей Шмарин) со своей сестрой (Варвара Шмелёва) увидели толпу горожан, которые взволнованно обсуждали судьбу Пэппи (Татьяна Сысоева): девочке нужен строгий родительский присмотр и вообще куда смотрит правительство? Пэппи в это время придумывала интересную игру, например, как приспособить в дело ненужные людям вещи. Попутно она справилась с местными хулиганами, от которых страдали жители города. Так дети познакомились с самой сильной девочкой на свете и стали друзьями. Пэппи научила их пить кофе на дереве – так вкуснее, она же предложила раскрасить плачущую тучу, то есть стать штатными красильщиками. Тогда небо будет всегда ясное, как в Японии. Но тут приехала городская полиция, грозная морская пехота и даже ВВС, чтобы препроводить сироту в приют. Вы бы видели, как плавно опускались на сцену парашютисты, как сверкали проблесковые маячки на спецназовских машинах. Девочка устроила догонялки и утомила закалённых бойцов.

Впрочем, зачем я рассказываю известную детскому миру историю о Пэппи и её друзьях? Гораздо интереснее смотреть, как её разыграли на сцене и в зале актёры «Барабашки». Если бы я не видела их однажды без грима, то подумала, что это талантливые студийцы сдают экзамен на звание абитуриентов театрального училища или его первокурсники. Наш театр всё-таки кукольный, он подразумевает встречу с марионетками, поскольку главным действующим лицом должна быть кукла, а место актёра определено за ширмой. Даже в современных постановках, где идёт смешение жанров и персонажей, где актёры довольно часто играют «живьём», как в ТЮЗе, «Барабашка» выделяется особым состоянием труппы. Во время спектакля мне хотелось раскрыть «обман»: ну не могут взрослые люди быть такими субтильными, обладать детскими фигурами! Откуда острые коленки, лёгкость движений и звонкие голоса? Я знаю, что все участники музыкального спектакля работают в театре не один сезон, что это очень взрослые люди, сохранившие детский задор и непосредственность. Наверное, актёры меня не поймут, но мировой театр имеет другие примеры: в опере «Кармен», как правило, поёт дива невероятных объёмов, четырнадцатилетнюю Джульетту танцует сорокалетняя прима. С этой проблемой пытаются бороться продюсеры, но почти безуспешно. Зато всё сложилось в нашем кукольном театре, где актёры соответствуют росту и весу, где дети верят каждому слову и жесту. Я редко бываю в гостях у кукол, тем важнее для меня это открытие: в «Барабашке» царит бесконечное детство, в театре заботятся о проклятом деятелями искусств соцреализме, который означает действительность и факт. То есть всё то, чего сейчас не достаёт современному театру. Кукольный «Барабашка» продолжает сохранять своё лицо, новые поколения зрителей, свои классические спектакли и сотрудничество с режиссёрами «со стороны». Театр живёт в бесконечном поиске новых сюжетов, постановщиков и актёров, и хотя он редко выезжает на фестивали, тем не менее знает о работах своих коллег. Его редкие поездки в свет заканчиваются всеобщей радостью труппы: не зря работали, не зря открыли третью сцену, не зря оживляли кукол. Диплом, победа! А уж сколько радости от спектаклей бывает у маленьких и взрослых зрителей, какой аншлаг у Пэппи – это надо видеть.

Сегодня мне не хочется писать рецензию на спектакль, потому что она всё равно будет необъективной: у каждого зрителя своё мнение о нём и о игре актёров. Мне трудно было бы писать о Татьяне Сысоевой и Варваре Шмелёвой – я испытываю к ним тёплые чувства, а Сергей Шмарин меня немало удивил полным соответствием фактуры и роли. Я просто хочу сказать нашим читателям о том, что есть такой театр, есть песня о нём, есть в «Барабашке» и сам Барабашка, есть обжитое пространство, выставочный зал, переходы и лестницы, где можно заплутать в тишине. Мне очень нравится смотреть, как малыши переобуваются в выходные туфельки, как в большом зале они несут в кресла подушки, чтобы сесть повыше. Мило, смешно, но какая в этом забота о детях! Потом звучит мелодичный звонок, и к зрителям выходит ведущий со словами приветствия. Так дети узнают, что такое театр, знакомятся с искусством, растут и открывают затем театр драматический. Потом дети ваших детей начнут сопереживать «Золотому цыплёнку», который стал талисманом «Барабашки», как первый спектакль. Всё начнётся сначала. И это – детский театр, где умеют разговаривать с ребятишками любого возраста на равных и играть, где актёры на полтора часа становятся детьми, забыв о своих взрослых проблемах.

Сейчас у труппы столько работы, что дай бог ей здоровья. В декабре пройдёт всего два программных спектакля: «Волшебные приключения в Изумрудном городе» и «Дюймовочка», а затем актёры будут дневать и ночевать три недели на сцене, чтобы подготовить новогодние представления: феерию «Цирк Шардам» по пьесе Даниила Хармса, «Новый год в Лукоморье», спектакли «Теремок», «По дороге в сказку», «Муха-Цокотуха» и представление «Дед Мороз и лето». Я не завидую актёрам, но представляю, как весело будет детям в театре в рождественские дни. Эта детская радость окупит репетиции и усталость всех участников предстоящей суеты. Так что до встречи в «Барабашке»!

Наталья СТЕПАНОВА.

(Из газеты «Новости Приобья» от 4 декабря 2012г.)



Возврат к списку