Совсем не страшный «Барабашка»

Первым показали спектакль «Золотой цыпленок». Сюжет доброй и милой сказки Орлова известен многим ребятишкам, он претерпел не одну постановку. Собственно, с «Золотого цыпленка» и начался театр «Барабашка» более двадцати лет назад. Но сейчас представили новую версию, поскольку в зал приходит уже другое поколение.

Вот и герои сказки живут в наше время, пытаясь заниматься честным предпринимательством. Но в силу их привычек оно все равно похоже на грабеж, только не такой явный. Волк, как и полагается хищнику, промышляет мелким разбоем, то там что-то стянет, то здесь. Но все не в особо крупных размерах, только чтобы не остаться голодным. По своей сути он наивен и простоват, хотя и хочет казаться матерым. Лис – хитер и расчетлив, ему не по душе прямолинейные методы, к тому же не хочется марать руки. Этакий франт, напоминающий делового человека эпохи бордовых пиджаков. И у него есть план, как разбогатеть и всю жизнь жить на дивиденды. Прознал он, что снесла Курочка Ряба не простое яичко, а золотое. И тут же смекнул, что, если его украсть, впоследствии вылупится золотая курочка, и будет она каждый день поставлять ему золотые яйца, которые можно выгодно продавать. Коварный Лис подбивает недалекого Волка стать его помощником, а по сути, выполнять самую грязную работу. Но и в этом идеальном плане есть свои просчеты. Из яичка вылупилась не курочка, а петушок, очень милый и доверчивый. Доброе сердце Пети тут же потянулось к Волку, который его высиживал, ведь других родителей малыш просто не знал. И эта искренность не могла не найти отклика в душе Волка. Иногда под влиянием детей, их чистоты, меняются даже хищники, если в них есть хоть капля порядочности. Не стал Волк помогать Лису, решил быть заботливым отцом для золотого цыпленка.

Создатели спектакля убеждены, что на него нужно обязательно приходить вместе с папами, они сами видели, как трогательно смотрятся отцы (особенно с сыновьями) после просмотра постановки. Возможно, они начинают понимать всю важность своего участия в жизни ребенка. Здесь звучит, пожалуй, одна из самых лучших песен об отцах: «Самая лучшая мама на свете – это мой папа родной». Хотя, конечно, никто не преуменьшает роли матери в воспитании детей. Интересны и режиссерские находки. Волк и Лис играют живым планом, сначала появляются в огромных масках, но, обозначив персонажей, сразу их снимают. Таким образом, актеры могут ярче представить своих героев, их эмоции. При этом они отлично взаимодействуют с куклой (золотой цыпленок), очень органично вписывающейся в общее действие со своим характером и повадками.

Сказка «Терёшечка» – тоже о семейных ценностях. Что мы в своих детях заложим, то в результате и получим. Все зависит от воспитания. А начинается она с традиционной присказки: «Жили-были Дед да Баба». Эту наивную историю зрителям рассказывают скоморохи, аккомпанируя себе на народных инструментах. Если всем сердцем ждать чуда, то оно и произойдет. Не было у Деда и Бабы детей, и до того отчаялась старушка, что завернула в одеяльце полено, начала укачивать, словно ребенка, а оно и ожило. Так появился в семье сыночек – Терёшечка, мальчик сообразительный и трудолюбивый, росший не по дням, а по часам. Но не дает покоя чужое счастье злым людям. Решила ведьма Чувилиха с подачи своей противной дочки заманить Терёшечку в ловушку и съесть. Какие только каверзы не придумывали они, а вроде и большим умом не отличались. И только находчивость помогла Терёшечке избежать страшной участи, да еще бескорыстная помощь неравнодушных героев. Пролетели мимо важные и упитанные гуси, а маленький гусенок щипаный не оставил в беде Терёшечку.

В этом спектакле много условного, часто актеры прямо на глазах у зрителей передвигают кукол, общаются с ними, но иллюзия сказки никуда не пропадает. К тому же здесь есть маски и зажигательные песни скоморохов. Нижневартовский коллектив выбрал спектакли, которые должны быть интересны самому главному зрителю – ребятам с пяти лет. Это как раз тот возраст, когда окончательно формируется их восприятие театра, и во многом от постановок зависит, станут ли они постоянной публикой. А так в «Барабашке» ежегодно выпускается до пяти премьер, многие актеры и сами пробуют себя в режиссуре. К Новому году готовят спектакли «Теремок» и «Новые приключения в Изумрудном городе» по произведению Волкова «Желтый туман».

В то время когда нижневартовцы знакомили со своим мастерством наших зрителей, Тюменский театр кукол в рамках обменных гастролей показал спектакль режиссера Сергея Грязнова «Не хочу быть собакой» в Нижневартовске.

Юлия Конкина

(Из газеты «Тюменская правда от 10 октября 2012г.)




Возврат к списку