Каким должно быть искусство для детей?

С 30 марта по 2 апреля на театральных подмостках Нижневартовска, Мегиона. Излучинска представят свои спектакли в рамках пятого окружного театрального фестиваля «Белое пространство» югорские театральные коллективы: Театр кукол «Барабашка» (г. Нижневартовск»), Театр Актера и Кукол «Петрушка» (г. Сургут), Театр обско-угорских народов «Солнце» (г. Ханты-Мансийск), Театр Кукол «Волшебная флейта» (г. Нефтеюганск), Городской Драматический Театр из Нижневартовска, Няганский Детский Музыкально - Драматический Театр, «Театр Музыки» из Мегиона, Ханты-Мансийский Театр Кукол. На суд жюри и зрителей будет представлено 14 постановок для детей и взрослых.

О задачах фестиваля, о предназначении Театра кукол, о том, каким должно быть искусство для детей, мы беседовали с директором Театра кукол «Барабашка» г. Нижневартовска Юрием Кузнецовым.

Юрий Кузнецов: Своей задачей фестиваль ставит представление лучших детских спектаклей театральных коллективов округа, создание атмосферы настоящего праздника, незабываемого события для юных и взрослых зрителей. Не менее важные задачи, которые решает фестиваль, – создать пространство, где могут встретиться, обменяться опытом специалисты в области детского театра.

В чем предназначение Театра кукол?

Театр кукол рождается каждый день и нужен он в качестве благоприятной среды детства, среды его счастливого обитания, где оно, детство может играть, смеяться, двигаться, расти. Посредством волшебного, чудесного и удивительного феномена куклы Театр служит делу воспитания духовности детей и взрослых, дает своим зрителям представление о жизни человеческого духа!

С какого возраста ребенка можно в кукольный театр водить?

По науке с 4 лет. Но детки бывают разные. В нашем театре даже в пеленках можно малышей увидеть. Надо просто встать на интересы ребенка. Не заставлять его. Для начала можно просто прийти в театр, погулять по фойе, посмотреть выставочный зал, фотографии актеров… Посмотреть на красивых деток. Просто для общения и новых впечатлений можно вести в Театр кукол в любом возрасте. Но надеяться на какой-то эффект от спектаклей раньше трех-четырех лет не стоит.

Дети становятся все более требовательными зрителями. Антрепризы с небогатыми декорациями, скромные костюмы, средний уровень актерской игры не привлекают их.

Всем сегодня хочется зрелищ! Конечно, насмотревшихся западных мультфильмов в 3D заинтересовать может только очень увлекательное представление. Что-то пора менять, это понимают все, кто каким-то образом соприкасается с детским театральным искусством. Нужно работать с новыми текстами, тщательно подбирать актеров, использовать современные технологии в детских постановках.

Вы про движущиеся полы в спектакле, лазерные декорации и звук долби сурраунд?

И об этом тоже. Но это можно сегодня увидеть в постановках современных западных театров. Нам до этого далеко. Мы только приступаем к использованию мультимедийных технологий. Дети — самые отзывчивые и благодарные зрители. У них еще нет представлений о том, каким должен быть спектакль, и они с радостью откликаются на любой эксперимент. Об актерах: у актера театра для детей должна быть специальная подготовка в области пластики, музыки, понимания грима и костюма. Актер должен быть достаточно живым и гибким для того, чтобы чувствовать связь с непосредственной в смысле ощущений и восприятий аудиторией. Конечно, таких актеров подобрать нелегко, но они у нас есть! Еще труднее подобрать репертуар. Прежде всего, надо отказаться от большей части существующего ныне детского репертуара. Не надо забывать, что лучшие сказки, как, например, Андерсена, Уайльда, народные сказки, не создавались специально для детей, как не для них были написаны «Дон-Кихот», «Робинзон Крузо», «Гулливер», - все те великие произведения, которые будили и воспитывали мысль ребенка на протяжении многих поколений. Ребенку нужен не суррогат искусства, а настоящее искусство, - конечно, доступное его пониманию. Помимо того, ребенку более, чем взрослому, нужны в искусстве значительные, многообъемлющие образы, приближающиеся к символам. Взрослый, более или менее знакомый с жизнью в целом, может довольствоваться случайными образами, отдельными деталями, отдельными штрихами. Ребенок в каждой сказке, в каждом художественном произведении хочет увидеть всю жизнь, он не развлекается, а учится. Поэтому театр для детей должен ставить пьесы, заключающие в себе большие идеи, - конечно, не в скучной, не в тенденциозной форме, а в живых образах.

А родители, приводящие в Театр кукол «Барабашка» детей, чего хотят для своих чад?

Как-то на встрече с родителями я сказал, что театр должен пробуждать в детях "чувства добрые", что из них вырастает и гражданин, и герой, и сын родителей и Отечества, то есть Человек. Не успел я закончить, как одна очень взволнованная мама встала и почти со слезами спросила, скорее, выкрикнула: "А как жить добрым детям в жестоком окружении?!" Я понял, очень понял вопрос. Он мне кажется и честным, и острым. Его задают мне часто. Сегодня - особенно. Мы хотим, чтобы наши дети были сердечными, чуткими, добрыми, а быть такими им трудно. Нам трудно! Трудно всегда! Но если мы поможем детям добрые чувства соединить с волей к победе, то есть героической волей, то они сумеют защитить и себя, и будущее свое, и старших.Потому так важно, чтобы герой на сцене, которому хочет подражать ребенок, был досягаем, чтобы он пробуждал способность быть таким. Сострадание, которое вызывает спектакль, это не абстрактное сочувствие, а солидарность с нравственными достоинствами, с благородными чувствами и убеждениями тех, кто прав и справедлив. В этом переживании свершается саморабота юного человека, пробуждая лучшее в нем.

Приглашаю горожан на просмотр фестивальных спектаклей. Будет очень интересно и детям и взрослым!

Резеда Меленик


Возврат к списку